«Длинные истории Перми» можно вернуть городу
Почти четыре года прошло с момента закрытия культурного проекта «Длинные истории Перми». Кое-где ещё можно увидеть остатки творений уличных художников. Но в большинстве своём многочисленные заборы, ставшие привычным атрибутом городской среды, опять заляпаны афишами, объявлениями и следами творческих мук бесталанных обладателей баллончиков с краской. Всё это появлялось постепенно, поэтому мы как-то незаметно для себя оказались в прежнем, дореволюционном в культурном плане городе.
Журналисты «Звезды» прогулялись по улицам города, вспоминая то, что было, и фиксируя то, что стало, чтобы посмотреть на город свежим взглядом, благодаря обострившемуся за счёт контраста восприятию. Все впечатления участников мини-экспедиции можно выразить одним словом
Справка:
Впервые «Длинные истории Перми» состоялись в 2011 под кураторством художника из Екатеринбурга Арсения Сергеева. Тогда в проекте приняли участие более 100 художников и художественных групп. 40 угрюмых заборов, огораживающих стройки и учреждения города, были очищены от несанкционированной рекламы и граффити, после чего на них появились «длинные истории» на темы «скорость», «цвет», «космос» в картинках и стихах. В 2012 году темой фестиваля стала «визуальная поэзия». При поддержке властей и пермского культурного сообщества, проект просуществовал всего два года. За это время удалось преобразить разрозненное городское пространство, превратив унылые серые барьеры в яркие арт-объекты
Неужели нет никаких шансов вновь преобразить хотя бы часть городской среды?
За комментариями мы обратились к Наиле Аллахвердиевой, арт-директору музея PERMM:
Фестиваль
«Теория разбитых окон» работает. Если не мешать городу превращаться в помойку, это повлечёт за собой не только эстетические проблемы. Наглядная демонстративная деградация городской среды очень плохо сказывается на общем климате и отношении к городу.
«Длинные истории Перми»
Актуальность фестиваля, по-моему, не должна обсуждаться.
В Екатеринбурге такой фестиваль шёл в течение 10 лет и исчез вместе с исчезнувшими заборами в центре города: Екатеринбург некоторое время очень активно строился и весь город был сплошным серым ограждением. Власти осознавали эту проблему. Спонсором проекта выступала компания Tikkurila, которая поставляла всю краску, колеровала её по эскизам, и на каждом заборе появлялся логотип компании. Это была хорошая реклама для компании, которая в том числе продает фасадную краску.
В Перми этот фестиваль был затратным, потому что Пермь
Когда делался первый фестиваль в Перми, процессом согласования на всех уровнях руководила Надежда Кочурова. Собственников компаний
Я также благодарна Кочуровой за то, что, помимо представителей коммерческих компаний, были собраны руководители учреждений культуры, разосланы письма немуниципальным учреждениям по поводу расклейки афиш на заборах. Установка была простая, но действенная: если на заборе появится хоть одна афиша, последует выговор. При повторном случае
У проекта три стадии. Первая
Наиля Аллахвердиева уверена, что возрождение фестиваля невозможно без помощи городских властей, потому что речь идёт о городской среде, где для всех проектов есть определенный регламент согласования. Диалог с собственниками потенциальных арт-объектов и руководителями учреждений культуры
Итак, идея возрождение проекта «Длинные истории Перми» выглядит не так фантастично, как возможность найти спонсора, готового обеспечить проект красками в заявленных в 2011-2012 годы масштабах. Однако если географию мероприятия уменьшить в соответствии с пермскими маркетинговыми и экономическими реалиями, фигура спонсора (спонсоров) становится не такой призрачной. Наиля Аллахвердиева заверила нас в том, что все, кто принимал участие в организации «Длинных историй Перми» прежде, с охотой примут то или иное участие в новых проектах, если найдётся тот, кто их инициирует.