Продолжение прогулки по микрорайону Крохалева вышло частично в духе постапокалипсиса. Хотя такого поворота событий ничто не предвещало, ведь на прошлой неделе мы остановились в одной из самых приятных и благоустроенных частей Крохалевки под названием «Сквер победителей».
При всей своей приятности этот сквер кажется довольно заурядным. Детские аттракционы, батуты и скамейки — ничего необычного. Разве что бетонный забор, примыкающий к скверу, раскрашен очень трогательными граффити. Кажется, вот это вообще единственное граффити, на котором изображён арт-объект Николая Полисского «Пермские ворота» (это именно он, если вдруг вы не узнали).
Фото: Иван Козлов
Некоторые граффити совмещают в себе мемы и социальную рекламу:
Фото: Иван Козлов
А сам сквер победителей со стороны выглядит вот так:
Фото: Иван Козлов
Изучив его, можно просто побродить по окрестным кварталам. Вы здесь вряд ли потеряетесь, потому что с одной стороны район ограничен логом речки Данилихи и Транссибом, а с другой — разными невнятными базами и промзонами. Разумнее всего будет идти по улице Академика Курчатова. Сама по себе эта улица примечательна разве что тем, что на ней живёт художник Алексей Фомин — аутсайдер, про которого мы когда-то писали. Надеемся, когда-нибудь эту улицу назовут его именем, потому что Алексей Фомин — хороший художник.
А вообще-то нас сейчас интересует не сама улица, а то направление, на которое она выведет. Как раз тут и начинается лёгкий постапокалипсис. Дело даже не в разрухе (это было бы вульгарно, к тому же разрухой нас не удивишь). И даже не в том, что главная здешняя улица названа именем «отца» советской атомной бомбы. Скорее, речь про буйство природы (которое неизменно воцаряется там, откуда уходят люди) и про обилие странных и громоздких конструкций, создающих атмосферу не то фантастического кино, не то рассказов Брэдбери. Хотя, может, я излишне всё романтизирую — прошу в этом винить закат, он красивый.
Фото: Иван КозловФото: Иван Козлов
Сама улица Курчатова при приближении к логу выглядит вот так:
Фото: Иван КозловФото: Иван Козлов
Как обычно, на склонах в зарослях полно остатков заброшенных дачных участков — нет, определённо, к осени про эти удивительные стихийные постройки нужно будет сделать большой фотопроект. Вот только листва немного пожелтеет — для пущего антуража.
Фото: Иван Козлов
Ну, и вот вам пара картинок, относящихся к постапокалиптике напрямую: цистерна выживальщика (элитное жильё, кстати, — в мире будущего за такое будут вестись кровавые бои) и фрагменты каких-то бетонных колоссов.
Фото: Иван КозловФото: Иван Козлов
В конце улицы градус серьёзности немного снижается — похоже, эта местность разочарована нашим уходом.
Фото: Иван Козлов
Чуть дальше — наш любимый ориентир, водонапорная башня. Она стоит на самом краю района, на улице Василия Васильева.
Фото: Иван Козлов
Сама улица, вдоль которой протянулись склады и заводы, довольно невзрачна, если не сказать хуже. Зато она выведет нас к нашему следующему пункту назначения — бахаревскому элеватору.
Элеваторы — это моя слабость, потому что каждый из них можно считать удивительным образцом промышленной архитектуры. Вот, например, если вам интересно — недавно мне удалось официально попасть на элеватор Пермского мукомольного завода и сделать там множество фоток. Правда, с элеватором на Бахаревке этот номер бы не прошёл — он законсервирован и уже давно не функционирует. Но три года назад нас с другом это не остановило — нам так хотелось заснять элеватор поближе, что мы зашли на территорию без всяких предварительных договорённостей. Меня спугнул охранник, а другу удалось забраться по внешней лестнице на крышу, зайти внутрь строения и даже сфотографировать один из цилиндров изнутри. Кошмарное зрелище, особенно для таких клаустрофобов, как я. Даже показывать не буду.
Друг, кстати, слез с элеватора благополучно. Правда, мой долг — всё равно попросить вас не повторять подобного. Но у вас бы и не получилось — через неделю после нашего визита внешнюю лестницу от греха подальше спилили и сдали на металлолом.
Фото: Иван Козлов
А вообще-то на станцию Бахаревка мы пойдём несколько позже. Но, раз уж мы сейчас поблизости, грех не заглянуть на сам станционный комплекс. Тем более что комплекс, состоящий из собственно вокзала, касс и водонапорной башни, — памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Однажды мы уже жаловались на то, что сегодня красоту этого ансамбля трудно оценить из-за невыносимо бездарной обшивки верхнего башенного яруса.
Фото: Иван КозловФото: Иван Козлов
От станции Бахаревка можно прогуляться вниз по Куйбышева, вдоль трамвайных путей, а затем сесть на трамвай на первой попавшейся остановке (первой попавшейся остановкой станет «Хладокомбинат») и укатить домой. Делать тут больше нечего. Если у вас на этот счёт есть сомнения, поглядите на карте, как выглядят сверху кварталы между улицами Новосибирской и Лукоянова — даже их планировка говорит о многом. В них, безусловно, есть своё монотонное очарование, но после заката солнца путешествие по ним уж точно теряет всякий смысл. Так что пора на трамвай. Вот и он, кстати: