«Я знаю, как управлять Вселенной»

Фото: Иван Козлов

Так называется приуроченная к столетию Пермского университета выставка, которая открылась 15 сентября в стенах художественной галереи. Название выставки — цитата из интервью математика Григория Перельмана: «Я знаю, как управлять Вселенной. И скажите — зачем же мне бежать за миллионом?». Впрочем, миллион тут ни при чём — скорее, в названии скрыт намёк на универсальный характер выставки и на ценность научного знания, которое явлено здесь через экспонаты музеев Пермского университета. Экспонатов ни много ни мало полторы тысячи — по признанию кураторов, одна только их приёмка заняла три недели. Да ещё и проходила весьма драматично — для университетских музеев эта выставка стала первым масштабным «выходом в свет», сопряжённым с нешуточным стрессом и беспокойством за сохранность фондов.

В результате в нескольких залах художественной галереи разместились предметы, касающиеся самых разных областей научного знания: биологии, археологии, геологии, палеонтологии, астрономии, антропологии и многих других. Для неподготовленного зрителя такой объём информации был бы, пожалуй, критическим, но «Я знаю, как управлять Вселенной» задумывалась не как строго научная выставка. Её кураторы — руководитель отдела новейших течений ПГХГ Владимир Береснев и художник Евгений Стрелков — уделили искусству не меньше внимания, чем науке.

Во время пресс-показа Владимир Береснев отметил, что там, где научное знание достигает своей границы, на помощь учёному всегда приходит художник — к примеру, учёный может доподлинно установить, как выглядели динозавры, но воссоздать их окраску часто оказывается невозможным (впрочем, как раз сегодня появилась новость о том, что учёные достигли успехов и в этой области). Именно тогда за работу берутся художники, которые закрывают пробелы и завершают работу за учёного. Поэтому в тех иллюстрациях из учебников, которые мы привыкли считать сугубо научными, велика доля чистого творчества.

Именно поэтому кураторы поставили перед собой нетривиальную задачу: показать точки соприкосновения науки и искусства. Выставка получилась трёхслойной: в экспозиции соседствуют друг с другом экспонаты музеев Университета, работы из коллекции ПГХГ, а также работы современных художников, созданные специально для этого проекта.

Над внешним видом экспозиции работал пермский дизайнер Дмитрий Меркушев — в результате получилось нечто среднее между традиционной выставкой и «открытыми фондами» в том виде, в каком студенты университета могут наблюдать их в музейных хранилищах.

Правда, к моменту официального открытия выставки немалая часть экспозиции пустовала. Владимир Береснев извинился за это перед журналистами, а затем и перед посетителями: пошутил, что, работая с университетским проектом, кураторы сам включили «режим студента» и многое доделывали в последний момент, поэтому к 15 сентября им удалось расставить по местам от силы треть экспонатов. Так что наш фоторепортаж можно считать своеобразным превью к выставке: чтобы оценить её в полном объёме, мы советуем вам прийти в художественную галерею через несколько дней.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов