Дом, в котором

Фото: Иван Козлов

На этой неделе Пермь присоединилась к первой международной биеннале квартирно-студийных выставок. Идея этого проекта принадлежит художнице Анне Ходорковской и искусствоведу Анне Буйвид. Сегодня в мире существует порядка ста пятидесяти крупных биеннале, поэтому авторы проекта поспешили объяснить, для чего, собственно, им понадобилось учреждать ещё одно: «Для восточноевропейской художественной системы студийные выставки и квартирники — знакомая тема. Однако в западноевропейской и всеобщей новейшей истории искусства она упоминается довольно редко. В то же время сейчас всё больше арт-деятелей ищут выход за пределы классического институционального подхода, исследуют территорию альтернативных выставочных пространств».

Мы захотели сделать проект без границ: художники, конечно, и так делают выставки в мастерских, но мы решили объединить их в нечто большее, — поясняет Анна Ходорковская. — Мне нравится, что в рамках биеннале художники могут делать всё сами, не нужны огромные бюджеты. При этом они оказываются частью одного масштабного проекта. С другой стороны, это очень камерная история, ведь приглашение в мастерскую требует определённого доверия.

Поскольку биеннале состоит из небольших камерных выставок, сходу оценить её масштаб нелегко, а между тем это по-настоящему грандиозная инициатива. Её география охватывает 16 стран и простирается от Лос-Анжелеса до Есана (Южная Корея) и Вудфорда (Австралия).

Нам с самого начала хотелось сделать проект масштабным, так как этому ничто не мешает, — рассказывает Ходорковская. — Но мы даже не ожидали, что настолько многим художникам это окажется близко.

Лаборатория современного искусства «Дом грузчика» — не единственная, но первая камерная галерея Перми, присоединившаяся к этой всемирной инициативе. В среду в рамках биеннале там открылась выставка «Дом, в котором», объединившая сразу несколько молодых пермских авторов. Проект взяла на себя куратор Марина Пугина, которая узнала про биеннале от питерского художника, участника арт-группы «Паразит» Александра Морозова. Марина рассказывает:

Биеннале, которое задумали Аня и Аня, — это частная инициатива, как и сам «Дом грузчика». И я думаю, что это прекрасно, в свете последних общественно-политических событий и неоднозначного отношения к современному искусству. Об этом мало говорят, но цензура есть во всех художественных институциях. Воздуха не хватает, и поэтому я считаю, что будущее за самоорганизациями. В начале года Аня с Аней создали сайт и группу в «ФБ», собрали заявки со всего мира и как раз сейчас, с октября по ноябрь 2016, события биеннале проходят друг за другом или даже параллельно. По задумке организаторов, это могли быть выставки, серии выставок или отдельные акции и мероприятия. Единственное жёсткое условие — это использование кураторами частных художественных пространств. Студии, мастерские, квартиры художников... Оттого биеннале и квартирно-студийная. Тема этого года — «Приходите в гости» — звучит как раз как приглашение, художники приглашают к себе в квартиры и студии. По идее, в таком формате как раз должен установиться прямой диалог: можно подойти, задать глупый вопрос типа «и что ты хотел этим сказать?» и так далее.

Тема цензуры, сужения пространства свободы действительно звучит на выставке (скажем, в работе Елены Рэмбо, которая снабдила свой графический альбом знаком «18+» — скорее, в качестве жеста, а не из-за того, что в «Доме грузчика» часто появляются дети и подростки), но всё же эта тема не относится к центральным. Гораздо более важным для пермских художников оказалась непосредственная работа с тем пространством, в котором они оказались. Художники исследовали сам «Дом Грузчика» как архитектурный памятник, работали с его особенностями и артефактами. Именно поэтому среди работ так часто встречаются «найденные объекты», обнаруженные авторами в самом доме или неподалёку. Причём пространством галереи они не ограничились: художникам удалось выйти за её пределы и совершить важное символическое действо: оживить легендарную башенку на доме. С тех пор как эти башни (они довольно часто встречаются на пермских домах, построенных в соответствующий период) утеряли свою прямую функцию, коммунальные службы планомерно лишали их жизни, чаще всего просто заколачивая изнутри листами фанеры и металла. Пермские художники впервые за долгое время зажгли в башне свет. Таким образом, открытие выставки в рамках биеннале стало знаковым событием не только для галереи, но и для дома, в котором она расположена. А мы, по своему обыкновению, запечатлели это событие для истории.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов