Дом, в котором

На этой неделе Пермь присоединилась к первой международной биеннале квартирно-студийных выставок. Идея этого проекта принадлежит художнице Анне Ходорковской и искусствоведу Анне Буйвид. Сегодня в мире существует порядка ста пятидесяти крупных биеннале, поэтому авторы проекта поспешили объяснить, для чего, собственно, им понадобилось учреждать ещё одно: «Для восточноевропейской художественной системы студийные выставки и квартирники — знакомая тема. Однако в западноевропейской и всеобщей новейшей истории искусства она упоминается довольно редко. В то же время сейчас всё больше арт-деятелей ищут выход за пределы классического институционального подхода, исследуют территорию альтернативных выставочных пространств».
Мы захотели сделать проект без границ: художники, конечно, и так делают выставки в мастерских, но мы решили объединить их в нечто большее,
— поясняет Анна Ходорковская.— Мне нравится, что в рамках биеннале художники могут делать всё сами, не нужны огромные бюджеты. При этом они оказываются частью одного масштабного проекта. С другой стороны, это очень камерная история, ведь приглашение в мастерскую требует определённого доверия.
Поскольку биеннале состоит из небольших камерных выставок, сходу оценить её масштаб нелегко, а между тем это по-настоящему грандиозная инициатива. Её география охватывает 16 стран и простирается от Лос-Анжелеса до Есана (Южная Корея) и Вудфорда (Австралия).
Нам с самого начала хотелось сделать проект масштабным, так как этому ничто не мешает,
— рассказывает Ходорковская.— Но мы даже не ожидали, что настолько многим художникам это окажется близко.
Лаборатория современного искусства «Дом грузчика»
Биеннале, которое задумали Аня и Аня,
— это частная инициатива, как и сам «Дом грузчика». И я думаю, что это прекрасно, в свете последних общественно-политических событий и неоднозначного отношения к современному искусству. Об этом мало говорят, но цензура есть во всех художественных институциях. Воздуха не хватает, и поэтому я считаю, что будущее за самоорганизациями. В начале года Аня с Аней создали сайт и группу в «ФБ», собрали заявки со всего мира и как раз сейчас, с октября по ноябрь 2016, события биеннале проходят друг за другом или даже параллельно. По задумке организаторов, это могли быть выставки, серии выставок или отдельные акции и мероприятия. Единственное жёсткое условие— это использование кураторами частных художественных пространств. Студии, мастерские, квартиры художников... Оттого биеннале и квартирно-студийная. Тема этого года— «Приходите в гости»— звучит как раз как приглашение, художники приглашают к себе в квартиры и студии. По идее, в таком формате как раз должен установиться прямой диалог: можно подойти, задать глупый вопрос типа «и что ты хотел этим сказать?» и так далее.
Тема цензуры, сужения пространства свободы действительно звучит на выставке (скажем, в работе Елены Рэмбо, которая снабдила свой графический альбом знаком «18+»

















