Музей PERMM: опыт трансцендентного анализа

Фото: Иван Козлов

18 мая состоится международная акция «Ночь музеев». Прекрасные пермские музеи играют одну из ключевых ролей в формировании местной культурной среды, поэтому мы, конечно же, ещё не раз вернёмся к музейной теме в ближайшую неделю. Первый материал проекта «Город» из этой серии будет посвящён Музею современного искусства PERMM.

Дело в том, что именно в «Ночь музеев» PERMM празднует ещё и свой день рождения — он был основан семь лет назад, 18 мая 2009 года. Свой очередной праздник музей встречает не в лучшие времена: времена сейчас в России в принципе не лучшие, а для современного искусства — тем более. Однако и в эти годы музей умудряется активно функционировать и создавать проекты мирового уровня — на днях даже стало известно, что PERMM оказался в числе претендентов на победу в конкурсе международного фестиваля «Интермузей-2016». Мы всегда подозревали, что без магии таких успехов достичь невозможно, поэтому запросили у музея некоторые статистические данные и проанализировали их с нестандартной точки зрения.

Итак, начнём с того, что со дня на день PERMM исполнится семь лет. Стоит отметить, что семь лет — это возраст, в котором впервые проходят обряды инициации представители многих народов и культур. Так, в западноевропейских странах будущего рыцаря в этом возрасте отдавали на воспитание крупным феодалам, а достигшим семи лет мусульманским детям проводили суннат, или обрезание (видимо, в случае с институциями аналогом этого ритуала считается секвестирование). Часто семилетний возраст становился рубежом, после которого родители отправляли своего ребёнка в «большое плавание» — хочется верить, что под этим плаванием подразумевается давно обещанный музею переезд обратно на Речной Вокзал.

За семь лет своего существования Музей современного искусства провёл ровно 70 различных выставок (66 — собственных, ещё для четырёх предоставил площадку). 70 — это символическое число, связанное у древних евреев с представлениями об историческом цикле. Там же, в древнееврейских источниках, следует искать и символизм общего числа посетителей музея, которое составляет почти миллион — 870796 человек. В сумме цифры этого числа дают 37 (кстати, ровно таково и количество реализованных в рамках паблик-арт программы объектов). В каббалистической традиции это число — эквивалент Кетер на Древе Жизни, символизирующего Свет или Пламень Духа, которые обитают в каждой человеческой душе.

Фрагмент выставки «Транзитная зона» Фото: Иван Козлов

Особого внимания заслуживает то сооружение, в котором музей PERMM располагается после переезда с Речного вокзала. Это бывший сервисный центр по адресу бульвар Гагарина, 24, построенный по особому проекту и имеющий уникальную треугольную форму. Это, конечно же, не случайно. Арт-директор музея Наиля Аллахвердиева говорит, что треугольное музейное пространство гораздо более выигрышно и интересно в экспозиционном смысле, чем каноническое прямоугольное. Но мы-то знаем: треугольник — форма, типичная для многих культовых и магических сооружений, упоминания о которых часто встречаются в этнографических исследованиях. В частности, в монографии Евгения Сергеевича Лазарева «Русские друиды» мы находим такое любопытное описание:

Более века назад в Сибири была записана русская сказка «Кузнечонок». И там описывается «треугольная избушка»; в ней живут мать (оклеветанная и изгнанная) и три её чудесных сына: «По колена ножки в золоте, по локоть ручки в серебре, во лбу красно солнце, в затылке светел месяц, по косицам часты звёзды». Эту избушку мать вместе с одним из сыновей находит в земле с молочными водами и кисельными берегами [Очевидно, имеется в виду Пермский край, ведь для столичных жителей характерно относить Пермь к Сибири. — Прим. редакции], куда они попадают после плавания в заколоченной бочке. Избушка чудесная; когда её впервые встречают другие люди, то удивляются: «Как это прежде тут не было никакой избушки, а теперь избушка стоит, и свет какой большой, и месяц, и солнце». Свидетельство очень непростое: тут есть возможное указание на святилище, связанное с культом небесных светил.

Есть основания полагать, что сказка «Кузнечонок» пророчески и метафорически описывает пермский музей современного искусства. Ситуация, обрисованная в конце этого абзаца, много раз повторялась в реальности — автор сам не раз становился свидетелем удивления людей, которые попадали в музей PERMM вместо сервисного центра, находившегося там ранее.

Что же касается треугольника, то культовые сооружения такой формы часто встречаются на территории Иранского нагорья и в Центральной Азии. Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить о треугольных алтарях масонских храмов. Треугольник — каноническая форма Всевидящего Ока, важнейшего масонского символа, метафорически изображающего Главного Архитектора Вселенной.

У Лазарева не случайно упомянута связь с культом небесных светил и космосом вообще. Напомним, музей PERMM сегодня располагается на бульваре Гагарина, 24, и, исходя из специфики своего адреса, выстраивает различные проекты вокруг космической тематики. Зимой музей даже планирует масштабную выставку, посвящённую космосу. Можно было бы предположить, что стремление музея наладить связь с космосом вызвано сотрудничеством с космическими силами — в частности, с планетой Нибиру, но данных, говорящих в пользу этой версии, нет. Зато, если вспомнить, что треугольный храм, в котором расположен музей, раньше принадлежал сервис-центру «Сатурн-Р» и называется в народе «Сатурном»...

Тут можно выдвинуть много теорий — в частности, «Братством Сатурна» называли себя представители Ордена Тамплиеров, в 1928 году разошедшиеся во взглядах с Алистером Кроули. Сам Орден Тамплиеров задумывался как масонская академия, что в очередной раз отсылает нас к треугольнику. Однако культ Сатурна, пусть даже в масонской интерпретации, может быть довольно опасным. Специалисты сайта «Астромеридиан» предостерегают:

При благоприятном расположении Сатурн даёт человеку мудрость, понимание добра и зла, искренность, честность, справедливость, долголетие, славу, власть и организаторские способности. Сатурнианцы не любят дисциплины; это мятежники, нарушители закона. Если число Сатурна неблагоприятно расположено в карте рождения, он приносит препятствия, промедления, унижения, враждебность, плохую карму, судебные тяжбы и тюремное заключение.

Учитывая, что PERMM — молодой музей, логично предположить, что магические практики он осваивает недавно. Отсюда и множество «побочек», которые на ранних этапах жизни музея выражались во враждебности населения ко многим выставкам и объектам паблик-арта, а также в большом количестве судебных тяжб и проверок. С возрастанием оккультных навыков коллектива их число сократилось, и сегодня музею осмеливаются противостоять только единицы — самые сильные и уверенные маги. К их числу, безусловно, относится православный белый маг Сергей Огарышев, который и по сей день продолжает вялотекущую идеологическую борьбу с PERMM, иногда призывая на свою сторону необузданную тёмную стихию надзорных органов. Возможно, в скором времени это противостояние выйдет на новый виток — если анонсированный Огарышевым проект «Музея всемирного потопа», призванный противостоять лжи дарвинизма, будет претворён в жизнь, на магической карте культурных институций Перми появится новый мощный игрок.