Ревнители славянской традиции

Фото: Сергей Подоляк

7 июля отмечается Иван Купала — славянский праздник, посвящённый летнему солнцестоянию. В Перми, как и в других регионах, накануне этого праздника проводятся фестивали самого разного масштаба. В основном это локальные и небольшие события, которые попадают в новостные сводки разве что из-за того, что бдительные полицейские принимают очередной коловрат за нацистскую свастику и учиняют по этому поводу скандал. «Звезда» поговорила с завсегдатаями и организаторами языческих празднеств о предмете их увлечения и о том, не мешает ли приверженность дохристианским идеалам жизни в современном городе.

Растиславъ Бывальцев, руководитель фирмы

— В обычной жизни я строитель, сейчас я наёмный директор фирмы, раньше у меня были попытки организовать свою собственную фирму. Так или иначе всегда занимался строительством.

В своей приверженности славянской культуре я сосредоточил всё — и культурную составляющую, и религиозную. Во-первых, мои родители — историки. Мама у меня историк по образованию, а отец — историк по призванию. Каждый из них в какое-то время работал в архивах — а работали они очень много и продуктивно. Так что в нашей семье историю знали по первоисточникам. Вот, наверное, оттуда у меня всё это и идёт — я всегда был информирован в историческом плане. Ну, и другие моменты — в частности, мистические опыты, причём неоднократные и довольно серьёзные, в том числе связанные со смертью. Всё это вместе слилось — наверное, был поиск, причём он был долгим, длиной лет в восемь. Затем, в девяностых, у меня был ещё один мистический опыт, связанный со старшей дочерью, и после этого я понял своё предназначение, понял, зачем я сюда пришёл.

Важным оказался опыт клинической смерти — я тогда на самом деле увидел себя со стороны, я полностью осознал своё тело. Это впервые заставило меня задуматься о том, что такое человек, что это что-то большее, чем просто физическое тело. А в тот момент, когда родилась моя старшая дочь, — а родилась она тяжело, жена лежала в больнице в тяжёлом положении, — дочь приснилась мне, но уже в более старшем возрасте, чем была на тот момент. Она пришла, взяла меня за руку и сказала: «Что же ты, папа, ничего не делаешь. Пойдём, я тебе покажу, что нужно делать». И повела меня в такие места, в которых я потом получал свою родовую мудрость. Дальше я, наверное, не буду более глубоко это раскрывать. Но ту дорогу и способы добраться до тех мест я тогда очень хорошо запомнил.

Купалу мы проводим уже шестой год — в том варианте, в каком он есть сейчас. Раньше праздник проводился в более тесных кругах, были более фанатичные взгляды. Сейчас они стали более толерантными и адаптивными, радикализм исчез, потому что пришло понимание — что такое жизнь и что такое человек. Я не зря это говорю — это помогает понять современные культурные праздники. Они направлены на живого человека и живую традицию. Любой человек имеет право вырасти, имеет право познать что-то, принять или не принять. Мы в данном случае — только проводники собственных воззрений на культуру.

В быту мы соблюдаем семейные традиции. Отношение к родителям и предкам мы выстраиваем традиционно — младшие уважают старших, воспринимают и передают их мудрость. Есть разные традиции — обязательно вместе садимся кушать, вместе часто провожаем солнышко, вместе по утрам воскресенья ходим заниматься спортом или делать упражнения. То есть всё, что связано с семьёй, у нас соответствует традициям.

Надя Баяндина, директор агентства по подбору персонала

— Религиозными мои взгляды назвать нельзя. Скорее, мои культурные пристрастия сформировались из-за чувства Родины и любви к России. Мне всегда было близко всё русское: русские песни, русские пляски, русский костюм. Всё это было мне очень интересно, и с возрастом этот интерес только увеличивался. Я чувствую, как пробуждаются русский дух и русская душа, и эта тема очень глубоко меня трогает.

С 2010 года мы проводим разные события. Шесть лет назад проводился фестиваль, в котором я была просто участницей, а потом я проходила курсы по русской народной игре, по хороводам, по другим направлениям. Сейчас я более осознанно к этому подхожу и на таких праздниках, как Купала, я провожу хороводы и ручейки, обучаю пению песен. Мы заранее собираемся до праздника раз в неделю, разучиваем всё, а потом показываем — получается уверенно, слаженно и гармонично. На Купале всем очень понравилось.

В жизни я содержу агентство подбора домашнего персонала, которое называется «Ладушки». Но поскольку сейчас настало такое время и, можно сказать, всё это перестало быть популярным, я начинаю искать другие пути для самореализации. Скорее всего, я это буду связывать с пением, с голосовой практикой, народной тематикой. Но это будут не обрядовые песни. А такие, что близки и понятны для большего количества людей. А уже потом можно переходить на более глубокие пласты этого всего.

Я очень далека от темы язычества, для меня эта тема больше ведическая. Ведь ведическая Русь изначально была гораздо древнее, чем язычество. Я не отношу себя к какой-то конкретной религии. А делаю то, что душа моя просит — песни петь, например, или хороводы водить. Я это делаю, но не отношу себя ни к язычникам, ни к староверам, ни к родноверам. А ведическая тема просто более близка к природе. Мне всё, что естественно, кажется очень красивым и очень правильным — солнышко, вода, земля. Это мой путь.

Как я себя чувствую, каково моё мировоззрение, так я и веду себя по жизни — например, манера одеваться очень перекликается с тем, что я говорю и делаю.

Святослав Казаков, дизайнер интерьеров

— Это для меня культура, а не религия. У меня всё пошло от родителей и началось с воспитания. У нас всё идёт от дедушек, от бабушек — продолжаем возрождать русскую культуру, проводить разные праздники.

А праздников в течение года масса. Мы организуем масленицу, колядки, праздник урожая и Купалу. «Мы» — это группа людей, которым это всё интересно, называемся мы «Артель Купала».

Моя деятельность, помимо этого, в основном творческая — занимаюсь дизайном интерьеров, промышленным дизайном и прочим подобным.

Понятие жизни и культуры неразделимы, какие-то обрядовые вещи входят в повседневную жизнь. В особенности, что касается воспитания детей и отношений в семье. Ну и, допустим, когда мы начинаем праздник и готовим поляну, у нас есть определённый обряд, который помогает настроиться на новое дело.

Как организатор я занимаюсь славянской культурой с 2013 года. До этого были праздники, но круг участников был очень узким. Я заметил, что интерес сильно растёт — особенно по сравнению с серединой нулевых. Очень ярко это проявилось девятого мая, в День победы, когда люди организованно вспоминали бабушек и дедушек. Бессмертный полк — это же практически культ предков, когда люди чтят память о бабушках и дедушек массово. В целом, в отношении к традициям это тоже ярко проявляется, все сегодня вникают более глубоко, а то, когда мы только начинали, желающих поучаствовать вообще не было.

В нашем окружении нет религиозных людей, которые присоединялись бы к конкретному течению. Людям ближе просто народная культура в широком смысле и во всех проявлениях.

Вера для нас это прежде всего система знаний — опыт предков, который передаётся из поколения в поколение, дошёл до наших дней и помогает нам жить сегодня.