Форма Незримого

Уже сегодня, 28 сентября, в московском центре современного искусства «Винзавод» откроется выставка «Форма незримого». Этот проект, посвящённый творчеству пермских художников, московским зрителям представит Музей современного искусства PERMM.

Пока на своей малой родине PERMM переходит в осадное положение, готовясь защищаться от очередных нападок Минкульта, в Москве музею в то же самое время удаётся успешно продвигать пермяков. В рамках выставки, центральной темой которой стало исследование художественного ландшафта Перми, будут показаны семнадцать авторов, большинство из которых можно причислить к молодому поколению.

Куратором выставки стал Пётр Белый — известный петербургский художник, чьей специализацией в последнее время стала работа с уникальным региональным контекстом. Пермский край знаком Петру Белому лучше многих других регионов — в своё время он сделал в нашем городе семь полноценных выставочных проектов, а его работы не раз становились частью экспозиций PERMM и других городских музеев. Так что именно ему было логичнее всего доверить работу с пермским контекстом и молодыми пермскими художниками (тем более что работа с ними у Петра и так налажена — год назад он уже курировал «Форму незримого», которая тогда выставлялась в PERMM с несколько другим составом авторов и другими работами).

Уже в выставочном пресс-релизе содержится указание на то, что словосочетание «пермские художники» не вполне корректно. Каждый из них, действительно, родился в Перми, но утечка творческих кадров (которая особенно обострилась после свёртывания «культурного проекта») привела к тому, что большинство их них сегодня живёт за пределами родного города, а то и страны. Так что разумнее говорить не о месте прописки, а о «пермской идентичности», которую каждый из них в той или иной мере носит в себе.

А вот тут уже начинаются сложности. Если с географической принадлежностью всё предельно ясно, то эту самую «идентичность» определить, сформулировать и выявить гораздо труднее. Пётр Белый в своём кураторском тексте и сам признаётся, что категории, с которыми приходится иметь дело, весьма эфемерны:

«Масштабная протяжённость Пермского края словно растворяет детали в пространстве, не указывая ни на что конкретно. Размытые очертания обнажённого тела на афише, где сквозь марево едва проступает женский силуэт — работа Алены Петит „JesusWoman“. Она не случайно выбрана как пролог для всей экспозиции — этот туман, сквозь который возможно лишь угадывание предполагаемой формы, и есть основная тема выставки».

«Форма незримого» — это часть большой программы по продвижению пермского современного искусства, которую музей PERMM запустил более двух лет назад. Арт-директор музея Наиля Аллахвердиева замечает, что смысл выставки — не только и не столько в демонстрации работ художников. Задача, которую создатели выставки ставили перед собой, гораздо шире: показать явление «нового пермского кода». Что это за код и каковы его основные особенности, понять пока трудно, но это и не требуется — важнее зафиксировать сам момент его формирования.

Интересно, что в анонсах и куратор выставки, и арт-директор PERMM отдельно оговариваются, что окончательный вид выставки будет сложно спрогнозировать. Вероятно, дело в том, что сюрпризы и экспромты в принципе характерны для больших выставочных проектов, а в случае с хрупким и эфемерным пермским искусством — тем более. О том, как выставка будет выглядеть в итоге, мы узнаем уже сегодня вечером, а пока предлагаем вам вспомнить, как «Форма незримого» выглядела год назад, когда экспонировалась на третьем этаже музея PERMM — репортаж с выставки сохранился у нас в архивах и по счастливой случайности не публиковался. Состав художников тогда был иным, а большая часть авторов, которые приняли участие в обеих выставках, за год создали новые работы, и на «Винзаводе» покажут именно их. Так что и концепция у прошлогодней «Формы незримого» была совершенно другой. В интервью нашему изданию Пётр Белый год назад говорил о ней следующее: «Магистральные темы выставки — это огонь, почти в языческом его понимании, поклонение божествам, память тела и отражённость».

Что ж, любопытно будет сравнить две экспозиции и понять, насколько изменилось молодое пермское искусство за прошедший год.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов