На кончиках пальцев

Фото: Иван Козлов

23 августа в Пермской краевой библиотеке для слепых открылся коррекционно-развивающий центр «Радуга» для детей с нарушениями зрения. Вообще-то наша рубрика «Инициативы» посвящена разным общественным начинаниям, но в случае с библиотекой для слепых мы решили сделать исключение, хоть она и государственная. Тем более, что её сотрудники с удовольствием провели для нас экскурсию не только по «Радуге», но и по всем остальным отделам.

Пермская краевая специальная библиотека для слепых не имеет никакого отношения к Всероссийскому обществу слепых. Изначально библиотека и правда относилась к ВОС, но они были отделены друг от друга ещё 55 лет назад. Сейчас эти организации не связывает ничего, кроме того, что они работают с одной и той же аудиторией и находятся в одном здании на Краснова, 18. В нём библиотека арендует помещение. Правда, арендная плата постоянно увеличивается — значительно быстрее, чем выделяемый Минкультом бюджет. Поэтому время от времени она сокращает свои площади. Именно из-за ограниченного бюджета центр «Радуга» открылся куда позже, чем мог бы:

— Мечта о создании такого центра родилась давно, — рассказывает Наиля Ибрагимова, заместитель директора библиотеки, — Ещё в 2011-м году мы вписывали его создание в концепцию развития, но это не складывалось в финансовом плане. Задуманное удалось после того, как мы выиграли финансирование в профильном конкурсе.

Фото: Иван Козлов

Коррекционно-развивающий центр предлагает целый комплекс услуг, важная часть которого — библиотечные мероприятия для детей и информационная поддержка их родителей. Но всё же главная его составляющая — так называемая сенсорная комната. Она невелика по размерам и рассчитана на одновременное пребывание трёх человек — малыша, родителя и тифлопедагога-дефектолога. На первый взгляд, комната напоминает обычную игровую, однако всё здесь создано с учётом особенностей слабовидящих и слепых детей. Например, вот эта панель, похожая на произведение современного художника, воспроизводит настоящие элементы покрытий, текстур и объектов окружающего мира вроде щеколд и выключателей — всё это помогает ребёнку адаптироваться к повседневной жизни.

Фото: Иван Козлов

— «Мир на кончиках пальцев» — это в данном случае не метафора, — объясняет Наиля, — Бывает, что человек приходит, и в обычной беседе выясняется, что он не знает, как выглядит лошадь. В этой комнате есть рельефно-графические пособия, которые содержат нужную информацию о той же лошади. Дело в том, что у зрячих детей изначально развит познавательный интерес — они видят предмет и стремятся его потрогать и ощупать. А незрячего ребёнка нужно спровоцировать и подтолкнуть к тому, чтобы у него появился этот интерес — этим мы и занимаемся. У нас тут всё завязано на литературе и книгах, всё происходит в игровой форме. Скажем, по сюжету Винни-пух идёт по дорожке, и ребёнок может ощутить, какова эта дорожка на ощупь.

Фото: Иван Козлов

В распоряжении центра есть несколько профессионально напечатанных книг для слабовидящих детей. Они снабжены «волшебными карандашами» — электронными устройствами, которые способны озвучивать те страницы, к которым прикасаются. Но всё же главное сокровище мини-библиотеки «Радуги» — так называемые тактильно-рукодельные книги. Эти книги шьют волонтёры, и на работу над каждой из них уходит по полгода. Вот так, например, выглядит книга со стихотворением «Где обедал воробей?»:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

В углу комнаты расположена небольшая ванночка, заполненная цветными шариками вроде тех, что можно встретить в игровых комнатах разных торговых центров. Здесь этот аттракцион имеет особое значение — он называется сухим бассейном и служит для тактильной адаптации ребёнка.

Фото: Иван Козлов

Помимо сшитых волонтёрами книг, всё игровое оборудование здесь произведено на специальных фабриках. Для зрячего человека оно выглядит крайне непривычно, и иногда трудно сходу понять, как используется та или иная игрушка. Часто, впрочем, хватает и интуиции — как, например, с этой деревянной палитрой:

— Слабовидящие дети очень чувствительны, — говорит о ней Наиля, — Несмотря на то, что в этой игрушке главное — соответствие форм, дети могут ощущать не только форму, но и цвет. Видимо, каждый цвет излучает какое-то тепло.

Фото: Иван Козлов

После посещения «Радуги» мы продолжаем экскурсию по другим отделам библиотеки — видно, что журналисты заглядывают сюда не особенно часто, потому что сотрудники каждого из них с радостью пользуются возможностью всё показать и рассказать всё о своей работе.

Первым на нашем пути оказывается отдел обслуживания. Он работает не только с людьми, которые приходят сюда сами: к тем читателям, которые не могут выходить из дома, сотрудники библиотеки приезжают и привозят книгу по нужному адресу. Это же справедливо и для всего края — но там уже приходится прибегать к услугам «Почты России». Доставка книг, как и все услуги библиотеки, совершенно бесплатна.

Отдел обслуживания предлагает слабовидящим людям брайлевские книги и книги с укрупнённым шрифтом — за последними сюда приходят и обычные пенсионеры, у которых к старости упало зрение. Большой популярностью пользуются и так называемые «говорящие книги», записанные на кассетах. Чтобы записать на такую кассету максимум информации, её сделали четырёхдорожечной — для этого на каждой кассете предусмотрен переключатель дорожек. Правда, в обычном кассетнике такая кассета не воспроизводится. Чтобы их послушать, нужен специальный плеер — тифломагнитофон. Понятно, почему эти кассеты не уходят в прошлое, как обычные — рынок таких специфических средств имеет мало общего с тем рынком, к которому мы привыкли.

Фото: Иван Козлов

Тем не менее, книги на флэшках тут тоже есть. Но обычный компьютер для них опять-таки не подойдёт. Как ни странно, это обусловлено законом об авторском праве: книги записаны на флэшки в особом формате, который воспроизводится только в специальных флэш-плеерах и исключает возможность копирования и воспроизведения на других устройствах. От обычных аудиокниг они отличаются спецификой подачи — на каждую книгу записана инструкция, которая помогает человеку начать работу с плеером.

В подобном формате сейчас издано 7740 авторов. На самом деле, это очень мало. Для незрячих и слабовидящих людей вообще существует только два процента тех книг, что доступны для нас с вами. Создаются эти книги здесь же, в соседнем отделе, в котором расположено печатное и звукозаписывающее оборудование. В этом отделе стоят огромные и дорогие принтеры, которые печатают книги брайлевским и укрупнённым шрифтом. Такие принтеры способны печатать не только на бумаге, но и на плёнке и тонких стальных листах. Что до студии звукозаписи, но на ней создаются не только «говорящие книги», но и записываются фильмы с тифлокомментариями. Так называется «озвучка» для слабовидящих и слепых — профессиональный диктор пересказывает происходящее в фильме между диалогами. Так для людей с нарушениями зрения становится доступна не только литература, но и кинематограф.

Фото: Иван Козлов

Этажом ниже расположен электронный читальный зал. Именно благодаря ему слепые восполняют тот пробел в информации, который возникает из-за малого числа адаптированных «под Брайля» книг. Причём никаких специальных клавиатур или приспособлений для этого не нужно — чаще всего удаётся обойтись программным обеспечением, которое озвучивает каждую нажатую клавишу, а затем начитывает вслух результаты поисковой выдачи. Впрочем, разных специфических устройств тут тоже полно — правда, все в единственном экземпляре, просто для демонстрации научных достижений. Теоретически, все эти средства можно заказать у производителей, но стоят они, скорее всего, очень дорого. Например, сотрудники зала с удовольствием демонстрируют «читающую машину» — устройство, которое распознаёт любой положенный перед ним печатный текст, а потом воспроизводит его синтетическим голосом. Устройство иногда ошибается, но это только из-за программного обеспечения — сейчас на него установлено бесплатное ПО, а профессиональные распознающие программы, опять-таки, очень дорого стоят.

Фото: Иван Козлов

На самом нижнем этаже располагается книгохранилище. По мере возможностей библиотека постоянно закупает литературные новинки, но старые книги никогда не обновляет по очень простой причине. В последнее время в России стали печатать брайлевские книги очень плохого качества — на тонких листах. Такой книге достаточно побывать в руках десятка чтецов, чтобы некоторые точки на страницах начали стираться и вдавливаться — старые же книги сделаны на века. При этом одна современная книга, в зависимости от того, сколько в ней томов (понятие «томов» здесь особое — например, «Джен Эйр» в издании для слепых состоит из семи томов), может стоить до пяти тысяч рублей.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

— В нашем крае свыше 15 тысяч инвалидов по зрению, — рассказывает Наиля Ибрагимова, — среди них более 4 тысяч наших читателей. Мы могли бы обслуживать и больше людей, но нам неоткуда взять информацию о них. Кроме как рассказать про нашу библиотеку в СМИ, чтобы человек через родственников и знакомых узнал про нас, пришёл к нам и начал читать.

Фото: Иван Козлов