Рисунки для незрячих

Фото: Фрагмент включённого в экспозицию рисунка Николая Паниткова «Секуляризация»

В октябре Музей современного искусства PERMM презентует уникальный проект «Современная графика по Брайлю». 1-го числа PERMM представит его на Пермском музейном форуме, а откроется новая экспозиция 15 октября. Название проекта вряд ли требует каких-то пояснений: для слепых и слабовидящих людей он станет единственной возможностью приобщиться к тому виду искусства, о котором они, возможно, всю жизнь не имели никакого представления.

Чем обусловлена необходимость такого проекта — понятно. В Пермском крае живёт двадцать тысяч незрячих и слабовидящих людей. Они фактически исключены из общества — современный город плохо приспособлен для них, они часто лишены возможности свободно передвигаться, а в бытовом плане часто сталкиваются с дискриминацией. Со всем, что выходит за пределы элементарных повседневных нужд, ситуация ещё более печальная. Выйти из дома и дойти пешком до музея слабовидящий человек ещё кое-как сможет, но само это предприятие будет лишено смысла — в выставочных пространствах его, как правило, не ждут.

При этом многие мировые музеи имеют специальные возможности (тактильные галереи, специальные экскурсии) для незрячих и слабовидящих людей. Например, Лувр начинается с тактильной галереи, где незрячие могут потрогать специальные скульптурные модели из разных материалов. В галерее Уффици самые известные шедевры коллекции переведены в трёхмерные модели: можно прийти и «увидеть» (а именно так говорят сами незрячие) «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Музеи современного искусства тоже не остаются в стороне. МОМА в Нью-Йорке проводит специальные экскурсии для незрячих, во время которых они могут в перчатках потрогать скульптуры, а на сайте музея можно прослушать описания наиболее известных произведений.

При подготовке «Современной графики по Брайлю» PERMM многое заимствовал в мировом опыте, но многое изобрёл самостоятельно. Сама идея создания проекта, ориентированного на слепых и слабовидящих, принадлежит искусствоведу Анне Суворовой:

— Эта идея родилась у меня, так как я работаю с визуальным, и мне всегда казалось, что потеря зрения для человека — это очень страшная история, — рассказывает Анна, — Мне было важно каким-либо образом помочь людям, которые полностью потеряли зрение или имеют только остаточное.

Михаил Павлюкевич. Без названия. Из серии «Фабрика»

В аннотации к проекту сказано: «Сегодняшнее общество вполне справедливо уделяет внимание проблемам адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья к современным условиям жизни, но не менее важен и равный доступ к культурному наследию. Выставка „Современная графика по Брайлю“ ставит перед собой именно эти задачи и призвана помочь незрячим и слабовидящим людям в восприятии современного искусства». Именно поэтому все семь произведений, участвующих в проекте, очень разные — их специально подобрали таким образом, чтобы посетители выставки получили разностороннее представление о тех или иных графических приёмах. Авторы, включённые в будущую экспозицию, неплохо известны пермякам — это Михаил Павлюкевич, Ольга Субботина, Сергей Горшков, Сергей Каменной, Николай Панитков, Александр и Ольга Флоренские.

Проект «Современная графика по Брайлю», инициированный музеем PERMM, активно поддержали представители «Всероссийского общества слепых» — его представитель Наталья Савинова стала куратором выставки. Разрабатывали его не только музейщики, но и члены ВОС, профессиональные тифлопедагоги и незрячие волонтёры:

— Для них это очень важная история, — уверяет Анна Суворова, — У меня, честно говоря, были опасения по поводу того, что современное искусство — это не самая простая сфера. Но мы говорили о современном искусстве с незрячими людьми, и оказалось, что всё это для них очень интересно. И они стараются помочь нам в том, чтобы сделать проект более понятным, более точным.

Ключевая часть проекта — трёхмерные модели графических работ. Изготовить их оказалось нелегко: важно было понять, какую именно высоту рельефа может «прочитать» пальцами незрячий человек. Для некоторых работ делали предварительные образцы, какие-то приходилось переделывать.

Ольга Флоренская. «Над Гуго стояло мерзкое чудовище». Иллюстрация к рассказу «Собака Баскервилей»

Сегодня все 3D-модели уже изготовлены, а тексты аудиогидов составлены. Аудиогиды в этом проекте — вообще отдельная история и, возможно, одна из самых сложных его частей. Сотрудники ВОС вместе с музейщиками кропотливо подбирали каждое слово сопроводительных текстов, чтобы у слепых и слабовидящих людей в голове возникло максимально точное понимание того, с чем они имеют дело, — при том что у многих из них отсутствует визуальный опыт как таковой. В рабочих вариантах аудиогида текст для зачитывания то и дело прерывается ремаркой «пауза для ощупывания».

Художники, работы которых участвуют в выставке, тоже не остались в стороне — им было предложено подобрать звуковой или музыкальный ряд для своих произведений.

Одним из волонтёров, участвующих в проекте и «тестирующих» трёхмерные картины, стала Василя Тарасова — женщина средних лет, которая ещё до окончания школы лишилась зрения из-за заболевания сетчатки.

— Конечно, без помощи посторонних часто не обойтись, хоть я и сторонница того, чтобы человек мог сам себя обслуживать и не сидел ни у кого на шее. Но я с этим свыклась и не унываю, довольно активно живу. Я и замуж вышла, и сын у меня есть, — рассказывает Василя, — Потеря зрения у меня постепенно происходила, поэтому очень многое осталось в зрительной памяти, я помню, как что выглядит.

По словам Васили, из дюжины произведений искусства, которые изначально предлагались к участию в проекте, волонтёры выбрали несколько наиболее интересных и понятных для них. Всю жизнь её любимым и единственно доступным видом искусства была музыка, а шанс приобщиться к живописи представился, по большому счёту, впервые. Василя говорит, что из всех картин ей больше всего нравится рисунок Сергея Горшкова «Ангел».

Сергей Горшков, «Ангел»