HylePress: внутренняя Исландия и грибовидный ужас

Открывать собственное издательство в кризисный период — дело довольно рискованное. Тем более, если речь идёт о независимом проекте, в центре внимания которого — специфические области западной философии. Однако в Перми такое издательство есть — более того, оно активно развивается и в скором времени планирует устроить презентацию сразу трёх новых книг, о которых в России до этого практически никто не слышал.
Издательство «HylePress» появилось больше года назад. Его идея возникла внутри просветительского проекта «Зимняя философская школа», организаторами которого стали Яна Цырлина и Дмитрий Вяткин. В процессе подготовки проекта они столкнулись с тем, что многие книги для магазина «Пиотровский», в котором Вяткин в то время работал, приходилось заказывать на иностранных сайтах, потому что в России они не переведены и практически не известны.
Первым издательским опытом стала вышедшая прошлым летом книга американского философа Грэма Хармана «Четвероякий объект». Книга, как это принято говорить в рецензиях, имела успех и разошлась по многим российским магазинам, но в жизни молодого издательства наступило затишье. Продолжалось оно ровно год
Сегодня издательством запланировано пять книжных серий: по экспериментальному материализму, объектно-ориентированной мысли, исследованию ужаса, философии Жиля Делёза и неомонадологии. Даже не разбираясь в философских терминах, легко заметить, что эти тематические линии мало связаны между собой. По словам издателей, связующее звено между ними есть. Это звено
Например, на название серии «Исследование ужаса» издателей натолкнула одноимённая работа обэриута Леонида Липавского, в которой теоретическое рассмотрение ужаса поразительным образом перекликается с тем, как к этой теме подходят современные философы. То есть речь идёт про давно существующую тенденцию, которая после 30-х годов как бы дремала, пока не пробудилась в 2000-х. Ужас как философская категория вообще имеет особое значение для основателей издательства
В целом, политика «HylePress» во многом состоит из случайностей и совпадений

Отвечая на вопрос о том, кого в таком случае можно считать целевой аудиторией «HylePress», Дмитрий Вяткин ссылается на свой пятилетний опыт работы в магазине «Пиотровский». Тот, как ни парадоксально, научил его сознательно «не видеть» целевую аудиторию, поскольку она всегда оказывается сложнее любых представлений о ней.
В определённом смысле независимые книжные магазины и издательства сами производят целевую аудиторию, что составляет важную часть их работы. Поэтому, как подчёркивают основатели «HylePress», степень известности той или иной книги российскому читателю ни в коем случае не должна влиять на факт её издания. В противном случае это приведёт к герметизации гуманитарного пространства, схлопыванию знания в само себя. А тогда перестаёт быть интересным даже то, что когда-то интересовало.
Именно чистый интерес и стал причиной того, что «HylePress» вообще появилось и существует. Назвать издательство «коммерческим проектом» пока что трудно. Сегодня оно держится на энтузиазме. То есть буквально: на личные (и частично заёмные) средства издателей. Когда «HylePress» только появилось, такая ситуация была даже нормальной, потому что речь шла о маленьких суммах. К тому же его создатели справедливо решили, что нужно проверить свои силы и выпустить хотя бы несколько книг, прежде чем проводить краудфандинговые кампании, обращаться в посольства с их программами переводов или подавать заявки на гранты. Но сейчас издательство пришло-таки к необходимости поиска и привлечения дополнительных средств: после прохождения теста на состоятельность план по выпуску переводных книг увеличился сразу до десяти-пятнадцати «премьер» в год.
В паблике «HylePress» можно найти упоминание о том, что оно работает в соответствии с некой «исландской моделью книгоиздания». Никакая «исландская модель» при этом не гуглится, так как её попросту не существует
Где-то между этими двумя трактовками шутки и находится пресловутая «исландская модель», придерживаясь которой, «HylePress» умудряется успешно работать и вынашивать планы по поводу новых проектов. Ближайшие из них, кстати, должны увидеть свет уже этой осенью.