Рудольф Тюрин и благодарность красоте

2-4 сентября в Перми состоится фестиваль We-fest, о котором мы уже немало написали и ещё больше напишем. Откроется он выставкой работ Рудольфа Тюрина из коллекции «Музея советского наива», и вот об этой выставке мне хотелось бы рассказать подробнее.

Идея провести выставку известного наивного художника Рудольфа Тюрина в рамках фестиваля We-Fest, который позиционируется как «фестиваль о женщинах, открытый для мужчин», изначально показалась мне если не сомнительной, то уж точно парадоксальной. Гораздо более логичным ходом могла бы стать, скажем, выставка женского наивного искусства — благо, есть же в коллекции и Нина Горланова, и Анна Аборкина, и много кто ещё.

Впоследствии я ругал себя за эту бесхитростную идею первого порядка, но от этого идея с Рудольфом Тюриным не казалась мне более приемлемой. Вообще говоря, трудно представить себе более «антифеминистского» наивного художника, чем Тюрин. Так, во всяком случае, кажется при беглом и поверхностном взгляде на его работы, отобранные для выставки. Пышные формы, вызывающе, иногда вплоть до порнографичности, откровенные позы — в моём понимании, всё это скорее вызвало бы недоумение у аудитории женского фестиваля.

Но, рассуждая так, я совершил стыдную, ученическую ошибку — я совершенно забыл о том, что творчество наивных художников (хотя для Тюрина, образованного и интеллигентного знатока искусств а с высшим образованием, определение «наивный» всё же становится некоторой условностью) неотделимо от их личности. Для того, чтобы понимать, как выставка «Дверь в пространство свободы» затесалась в программу женского фестиваля и почему она здесь уместна, нужно понять многое про самого Рудольфа Тюрина.

Фото: Картина Рудольфа Тюрина из коллекции «Музея советского наива»

Художник, судьба которого часто складывалась драматически, а физическое существование было отягощено целым рядом недугов, относился к жизни — к жизни конкретного человека и к общей жизни, бурлившей вокруг него — как к абсолютной ценности, которую стоит фиксировать хотя бы из уважения и трепетного интереса к ней. В своих дневниках он писал: «Бывает, как толчок в сердце, остановившая на бегу мысль: время уходит, и невозвратны люди, составлявшие его богатство. Однажды в краеведческом музее, стоя перед фотографиями ветеранов, я вдруг понял, как много ярких лиц прошло в жизни мимо меня. Надо торопиться видеть их, живущих и творящих, надо, не уставая, говорить о тех, кто красив неброской красотой своих дел. Это я и пытаюсь, в меру сил, делать своими работами».

Поскольку речь идёт о наивном художнике, зрителю предлагается рассматривать не столько картины как таковые, сколько включить в своё поле зрения автора и взглянуть со стороны уже на нечто другое — на ту модель взаимоотношений, которая выстраивается между автором и его героинями, независимо от того, реальны эти героини или воображаемы. Конечно, от зрителя при этом требуется определённое усилие, но результат этих мысленных экспериментов многое прояснит.

В интервью «Звезде» Вера Жуйкова-Смирнова, команда которой в начале девяностых снимала документальный фильм о Рудольфе Тюрине, рассказывает случай с картиной «Съёмочная группа в подводном царстве». Когда киношники, к которым Тюрин очень привязался, в процессе съёмок на несколько дней уехали в Пермь, художник подготовил к их возвращению сюрприз: создал масштабное полотно, на котором абсолютно всех членов съёмочной группы — и мужчин, и женщин — изобразил голыми. Многих эта картина смутила, но больше, конечно, понравилась: впоследствии Вера даже просила у Тюрина подарить или продать эту картину, но тот не согласился. Сказал, что все герои картины, как и она сама, слишком ему дороги. На мой взгляд, эта история многое проясняет в том, какое значение в творчестве Тюрина имели эротические образы. Здесь не видно ни пошлости, ни попытки отношения к телу как к некоему объекту. Создание картин с обнажёнными натурами в этом смысле становится лишь одним из способов выразить миру и живущим в нём людям благодарность — ни за что, просто за их неотъемлемую неразрушимую красоту.