Слава Нестеров: Когда я работаю, мне важно поймать ветер

Фото: Алексей Суханов

25 июля на детском «Чердаке» Музея современного искусства PERMM начинается краткий цикл занятий по иллюстрации. Проводить уроки будет пермский художник Слава Нестеров. Мы решили, что это хороший повод задать ему несколько вопросов о самоощущении в творчестве и силе художественных образов.

Иллюстрацией Слава Нестеров занимается с 2012 года. Известен сотрудничеством с Adobe (США), рекламным агентством Goodby Silverstein & Partners (США), с независимым британским книжным издательством Honest Publishing (Великобритания). Создавал обложки альбомов ряду российских и зарубежных музыкантов, иллюстрировал Moscow Times, Men’s Health Russia, Interview Russia, Okolosport, американский журнал Keirsey, китайское издание Ming Pao. Пермякам он может быть знаком по обложкам к газете «Трибуна». Художник принимал участие в международной выставке под кураторством Виты Думчюте и нескольких российских экспозициях. В общем, послужной список внушительный. Однако внимание наше привлекло другое — готовность Славы к диалогу, неизменно философская интерпретация реальности (и ирреальности), а также «холст, вино и любимая женщина» как святая троица его бытия. Если бы у нас была необходимость написать вводную часть интервью с этим художником одними лишь хештегами, то она выглядела бы так: твёрдость, тягучесть, абстракция, графика, интимность, головоломка, хаос, порядок, гибкость, переходность, фигуративность, бессознательное и сознание.

Слава, сегодня начинается цикл занятий по иллюстрации для детей. В музее современного искусства вы уже проводили мастер-класс, оживляли с ребятами кляксы. Ваш отзыв о том эксперименте: «Знаете, дети понимают современное искусство гораздо лучше взрослых. У них отсутствует этот нездоровый скептицизм, навязанный традицией. Они живо дискутируют и размышляют о смыслах и очень чётко видят тему». Как вы считаете, что служит тому причиной? Как взрослеющему зрителю сохранить, а взрослому развить в себе способность не испытывать страха перед искусством?

— Страха перед искусством нет, скорее, имеет место его непринятие. Это было во все времена, и если бы принималось всё, то искусства бы и вовсе не существовало. Взрослого человека сложно заставить размышлять о предмете, который выпадает из сферы его опыта. Он, этот обобщённый взрослый, воспитан в других категориях эстетики. Ребёнок же не имеет этих категорий, его голова — tabula rasa. Он рассуждает от увиденного, а не от предубеждений.

Фото: Алексей Суханов

Вы согласны, что сами дети творят в большей степени интуитивно, нежели осознанно?

— Дети — искренние, всё, что они делают, — правдиво. Осознанность же может предполагать и фальшь, а дети не фальшивят.

В памяти сохранилось то мгновение, когда ваше собственное творчество стало сознательным? Когда взмах кистью или штрих грифелем начали наделяться смыслом.

— Когда перестал пытаться повторять чужие работы. Это было во время обучения.

Читала, что одной из ваших любимых тем для творчества являются точки бифуркации, влияющие на становление личности. А в какой момент стало ясно, что вы хотите связать свою жизнь с визуальным искусством? Вам легко далось решение отказаться от пресловутого комфорта стабильности, который часто противопоставляют профессии художника?

— В четыре года мне родители задали вопрос, кем я хочу быть, когда вырасту. Я сказал, что художником. Но ответ мой не особо им понравился, в итоге я получил экономическое образование и даже поработал в банке. Параллельно обучался писать, и однажды это всё-таки прорвалось наружу.

Нестабильность имеет место в начале пути, дальше появляются постоянные заказчики, новые приходят, и всё становится только интереснее, если понимаешь, как и куда идёшь.

То есть ваши творческие способности — результат исключительно самообразования?

— Практика, практика. Нужно просто искать. Вот такой совет. Искать своё направление, искать свой стиль, смотреть работы других иллюстраторов, вдохновляться, «воровать как художник».

Вам важно иметь отношение к профессиональному сообществу? Быть в контакте с другими современными иллюстраторами?

— Нет, но иногда мы ведём переписку. Все индивидуальны, нет совместных проектов, где могли бы быть задействованы даже два иллюстратора в одном изображении, диалог происходит обычно между заказчиком и иллюстратором.

Фото: Алексей Суханов

Сейчас многие критикуют «коммерческое искусство». А что об этом думаете вы? Доводилось ли вам как иллюстратору слышать упрёки в свой адрес по этому поводу?

— Я живу двойной жизнью. Первая — коммерческого иллюстратора, и в этом нет ничего плохого, скорее, наоборот. Но когда я прихожу в институции со своими проектами (это моя вторая жизнь), то замечаю налёт коммерческого иллюстративного в этих проектах, от чего я хочу непременно избавляться. Так или иначе, если, выходя из андеграунда, неизвестный художник вдруг становится узнаваемым и известным, то и коммерческий успех к нему приходит. Здесь сложно обвинять его. Это ещё и к вопросу об осмысленности, можно осмысленно создавать коммерческое искусство, можно осмысленно создавать некоммерческое искусство, итог один — если оно успешно, оно всегда превратится в коммерческое.

Расскажите, как вы стали заниматься журнальной иллюстрацией. Почему она вам интересна?

— Я занимаюсь не только журнальной иллюстрацией, это часть моей деятельности. Журнальная для меня интересна тем, что в ней у иллюстратора часто развязаны руки и он конкретно работает с текстом, интерпретирует его, а не становится лишь исполнителем с точки зрения создания картинки по чужим идеям.

О наблюдательности. Кажется, это одно из важнейших качеств художника. Уметь не просто смотреть на форму предмета и его движение, но видеть природу вещей, ритм обыденной жизни. Вы когда-нибудь чувствовали себя беззащитным перед эстетикой окружающего пространства? Начинало казаться, что она поглощает вас, потому что вы уже отучились (или не умели никогда) смотреть «вскользь»?

— Метафизический вопрос. Не думаю, что мы когда-нибудь поймём истину, природу вещей. Даже самый глубокий и пристальный взгляд будет взглядом вскользь. Работа художника, учёного, талантливого предпринимателя, дизайнера и т. д. — замечать то, чего не заметили другие. Что касается эстетики, то это очень относительное понятие.

Каково влияние среды на художника? Вы можете сказать, что Пермь повлияла на ваше творчество?

— Конечно, я ведь живу и вырос здесь. Внешняя среда в первую очередь влияет на становление. Бывая в разных городах России, понимаю — мне нравится, что во мне есть эта пермская доля, я её ношу всегда с собой, она не европоцентрична, часто не толерантна и груба.

Когда работаю, мне важно уединение, концентрация внимания, важно поймать ветер, что ли.

Какие визуальные символы Перми наиболее точно характеризуют её, по вашему мнению?

— Любое место характеризуют люди, остальное — флёр.